1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Как православному вести себя в блоге, или Где проходит граница дозволенного


Присутствие православных в социальных сетях – это уже данность нашего времени. И это правильно: если современный молодой человек по несколько часов в день проводит на бескрайних просторах интернета, то это просто обязывает нас там быть. Современный православный интернет – явление самое разнообразное. Недавно делал тройное интервью: опросил трех православных блогеров, и получился интересный, на мой взгляд, срез. Со мной беседовали «Отец Инстаграмий» (Он же, кстати, Отец Телеграмий), Священник-строитель и Neformattushka[1]. Конечно же, ими не ограничивается все разнообразие православного интернета. Есть самые разные форматы: от чрезмерно молодежных до вполне себе консервативных блогов.

Просмотров публикации 918

Все это заставляет задуматься: где же граница дозволенного? И как священник должен общаться с современной аудиторией? Само собой, при этом не упрощая великое учение христианства до языка дворовой аудитории. «Сколько людей – столько и мнений», – скажет кто-то. Хорошо! Тогда озвучу свое. Сугубо частное.

«Образ буди верным»

На новорукоположенного священника возлагают крест, на задней стороне которого написана цитата из послания апостола Павла: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4, 12). Эти слова своего рода пожелание молодому священнику на его будущее служение. Чем бы священник ни занимался (а многие батюшки занимаются преподаванием, миссионерством, социальным служением и прочим), он должен помнить, что в первую очередь он священник и должен подавать своей пастве пример. Пример своим словом, своей жизнью и так далее. Поэтому образ священника в храме и в другом месте (например, в блоге) должен быть одинаковый. Поэтому если священник в блоге, как говорится, «на ушах стоит», то это не миссия. Это антимиссия.

Не так давно об этом хорошо сказал Патриарх:

«Если наши священники используют искусственный язык, принятый в какой-то среде, то они себя представляют неестественными, ведь в храме они так не говорят. И вот включает компьютер кто-то из прихожан и видит, как батюшка дурака валяет, в клоуна превращается. Это совершенно недопустимо»[2].

То есть священник всегда должен быть священником, а не клоуном.

НеЭМОционально

Еще одним веянием времени является использование «смайликов». Не так давно нам в храм принесли на сожжение Библию со смайликами. Обычная Библия, но на многих страницах наклеены самые разные позитивные смайлики. Причем видно, что эта Библия реально использовалась: есть подчеркнутые места и отрывки, что-то выделено маркером. Ее читали и, вместе с тем, обклеили смайликами. Вряд ли со зла. Просто такое восприятие христианства.

Встречал даже блоги отдельных священников и матушек, где в каждом предложении встречалась пара-тройка смайликов. Быть может, для какой-то определенной молодежной аудитории это и будет интересно, но эти ненужные заигрывания с аудиторией не дадут почти никакого реального эффекта. Прочитает современный человек блог такого священника, придет к нему в храм на исповедь и… А что дальше? Какой смайлик батюшка пошлет ему в ответ на его исповедь? Дальше образ «прикольного батюшки» быстро рассыплется, и наступит разочарование.

Сразу скажу – я не против смайликов как таковых. В целом очень даже полезная вещь. Только вот должна она быть не в официальном блоге у батюшки, а где-нибудь в переписке с друзьями. Опять же повторюсь, что не вижу ничего страшного в том, чтобы отправить матушке смайлик-сердечко, а друзьям или близким прихожанам – поздравление с улыбающимся желтым лицом.

Как же говорить?

Из вышесказанного вполне логично проистекает следующий вопрос: а как же тогда общаться с аудиторией? Отвечаю: по-русски. На хорошем литературном русском языке. Да, не в высокопарном стиле XIX века, не языком Пушкина, не поэтическим слогом Лермонтова. Просто на хорошем русском языке. Без каких-то жаргонизмов и прочего. Поверьте, в нашем мире, когда слишком многие говорят на «придуманных языках», хорошее владение русским языком – это уже большой плюс.

Не так давно Синод Американской Православной Церкви принял рекомендации для духовенства по использованию социальных сетей[3]. Конечно, что-то в них вызвало улыбку, а что-то оказалось очень полезным. Рекомендация удалять из друзей прихожан после окончания службы на том или ином приходе, конечно, вызвала удивление. Но некоторые вещи очень четко и правильно подмечены. Например, «священникам следует воздерживаться от политических заявлений, присоединения к политическим группам, становиться «болельщиками» тех или иных кандидатов на политические должности или выражать приверженность той или иной стороне в политических событиях на страницах социальных сетей». Все-таки полезный совет!

И мысль напоследок. Перед тем как что-то разместить, подумайте, а хотели бы Вы чтобы эту запись увидели… И дальше можно составить для себя список самоконтроля: ваши близкие, родные, прихожане, начальство. Давайте постараемся делать так, и тогда будет куда меньше странных инфоповодов с участием деятелей Церкви.

[1]http://protoinfo.ru/otets-instagramiy-svyashhennik-stroitel-i-neformattushka-govorim-o-litsah-sovremennogo-pravoslavnogo-interneta/

[2]http://www.patriarchia.ru/db/text/5032775.html

[3]https://oca.org/news/headline-news/holy-synod-issues-guidelines-for-clergy-use-of-online-social-networking

Источник фото

Похожие статьи