Вопрос от Александра:

Здравствуйте! Пожалуйста, скажите, почему в Церкви человеческому имени (при наречении, а также смене имени) придается не просто социальное, а сакральное значение, но в церковных молитвах мы обращаемся к святым епископу Митрофану (в схиме Макарию) Воронежскому и благоверному князю Александру (в схиме Алексию) Невскому по «ветхим» именам, и эти же «ветхие» имена даем при крещении младенцам (как если бы к преподобному Сергию Радонежскому продолжали обращаться по имени: «Варфоломей»)?

Отвечает священник Димитрий Полинкевич:

zBMgspezBc8Здравствуйте, Александр! Согласно церковному уставу, в Требнике на восьмой день рождения младенца приводится молитва на наречение имени. Таким образом, человеку имя дает Церковь, как когда-то Адам нарекал имена животным. Также есть церковная традиция нарекать человеку имя при кардинальной смене образа жизни (монашество или схима). Зачастую, по существовавшей в то время традиции, люди в последние дни свой жизни приносили монашеские обеты, и само имя оставалось известным только духовнику. Традиция обращения к святым угодникам теми именами, которыми их прославляет Православная Церковь, есть святая традиция, освященная Церковью. И принимая житие святого, даже само некогда языческое имя может освящаться Церковью (например святая равноапостольная княгиня Ольга во святом крещении Елена, св. равноап. кн. Владимир — в крещении Василий).