Этот – пришёл на зов о помощи, ещё и друзей привёл. Другой – побоялся и не пришёл, когда батюшка звал. Третий – мог сказать, но промолчал. Четвёртый мог предупредить, но не предупредил. Пятый, рискуя карьерой, мог предотвратить, но не предотвратил. Оно и понятно: своя рубашка ближе к телу.

В новой Украине за честно высказанное мнение можно поплатиться либо свободой, либо жизнью, либо гражданством. Примеры писателя Олеся Бузины, тележурналиста Кирилла Вышинского, монаха Паисия из Каменец-Подольской епархии, настоятеля Десятинного монастыря епископа Макаровского Гедеона (Харона) – перед глазами… Список длинный составить можно. Народ запуган. Богоборческие времена вернулись на Украину. Мудрые люди, пережившие гонения Церкви в 20-30-е годы, говорили: «Время молчать пришло…»

Многие украинцы замолчали в 14-м. Как не молчать, если война своим беспределом и тебя зацепить может. Молчали они, молчали и домолчались… За пять лет разгулялось зло по степям всей Украины. Да и как ему не разгуляться, если возвращаются с войны молодчики, получившие боевой опыт на Донбассе, героев из себя строят. Теперь им закон не писан, ни Божий, ни людской, ни конституционный. Заряженные русофобией, продолжают они воевать теперь уже на всей территории Украины. С кем воевать? Да со своим же народом, со своими русскими корнями, со всем, что связано с тысячелетней совместной историей России и Украины.

Русская Православная Церковь, в которой большинство из них крещено было, среди главных врагов у неонацистов оказалась. Эта Церковь (РПЦ) уже давно получила официальное название Украинской Православной Церкви (УПЦ), но вот беда – по-прежнему к Московскому Патриархату относится. Почему? Да потому что не делится благодать Божия надвое. Ну никак не делится! Она общая!

– Ах, так! – возмущаются нацисты, – Тогда – всё. Раскол умножим. Войной пойдём, силой заберём храмы и отдадим Константинопольскому патриарху во владение. И орды не надо. Сами всё сделаем. Вперёд, на абордаж!

Лукавый Порошенко в помощь! Выданный новой раскольничьей церкви ПЦУ «стамбульский» томос на знамёна бандеровские поднят. Этот незаконно выданный указ стал мнимой индульгенцией наёмным толпам «пиратов», алебарды которых уже нацелены на святые корабли спасения.

Алебарды, смею напомнить, это такие длинные копья с топориком в виде полумесяца на конце. А полумесяц, как известно, это символ Византии (Константинополя), который в 1453 году завоевала Османская империя, после чего Византийская империя прекратила своё существование, а мусульмане турки подняли полумесяц на свои знамёна и штандарты.

И вот эта одержимая турецкой идеей толпа украинских неонацистов в очередной раз (сколько раз это было за две тысячи лет!) покушается на святая святых – на Христа и созданную Им Церковь. И на сей раз враг человеческий хитростью, коварством пытается выгнать хозяина из дворцов Божиих. Был хозяином Христос. А кто будет новым хозяином храма, если Господа вместе с паствой выгнать? Ответ очевиден. Они думают, что выгонят паству, а Господь будет продолжать бандеровцам служить? Ошибаются. Господь не за стены храмовые, пусть даже «намоленные» веками, принёс свою жизнь в искупительную жертву, а за людей. Вот где Его верные сыны и дочери окажутся, там и Бог среди них будет.

«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20).

Раз истинная вера на Украине гонимой стала, то и Он, Господь, вновь гонимым стал. Неужели придётся Ему снова с Крестом идти по улицам городов украинских, а бесноватые толпы будут гнать Его и бросать в Него камни? Но как тогда, так и сейчас пойдёт Он не один. Много последователей Его учения будет идти с Ним рядом крестным ходом, и каждый понесёт на плечах свой крест…

Невозможно поверить, что в Киеве – Матери городов русских – народ позволит вторично распять Господа Иисуса Христа на Голгофе. Очень хочется верить, что на Украине последователей Христа во много раз больше, чем последователей Шухевича и Бандеры. В этой связи вспоминаются массовые крестные ходы через всю Украину – это же море разливанное верующих людей! Силища сильная!

Эй, кто там ещё боится прийти постоять за веру? Кто промолчал? Кто не предупредил? Кто не предотвратил? Страшно было? Ничего… Господь Всемилостив. Он всё поймёт и в очередной раз простит…

Но, братья и сестры, какие бы обстоятельства ни были, нельзя молчанием предавать Христа! Мы же потом всю жизнь за своё малодушие будем просить у Него прощения! Скажу больше – время бояться и молчать давно прошло. Оно, если честно, и не наступало.

О тех, кто пришёл на зов о помощи постоять за веру нашу, уже сегодня хочется слагать оды…

Не захватывай храмы

Приказали намедни
Нам отдать Божий храм,
Срок давали последний –
В нём дожить до утра…
А потом – куда хочешь,
Поп «москальский», иди –
Будь помянут не к ночи –
Ты пощады не жди.

И отец Агафангел
Да за веру, за Русь
Призывал спозаранку
Постоять, кто не трус.
И пришла баба Маня,
И пришёл дед Ефим…
Шёл народ на закланье –
В небе плыл Херувим…

И когда с колокольни
Грозно грянул набат,
Содрогнулся раскольник –
Бог стоял среди баб!
Между жизнью и смертью –
Образа… образа…
Ещё твёрдая вера
Со слезами в глазах.

Убирайся, раскольник –
Приходи, верный сын,
Припади пред иконой,
Символ веры – един.
Прочитай вместе с нами
Покаянный канон,
Не захватывай храмы,
В дар их дал тебе Он.

Очень дорога мне, луганчанке, переписка с верующей киевлянкой, приходом которой является Киево-Печерская лавра. Имени ни раскрою, но вот некоторые цитаты из писем хочется привести в пример. Вот так киевлянка переживает за луганчан, а луганчанка – за киевлян.

Луганчанка: Я бесконечно рада, что вы находите в себе силы оставаться душой с нами, жителями Донбасса. Мы хоть и ушли, но всё равно остаёмся в едином духовном пространстве, мы с вами в ваших бедах и радостях. Хотелось бы узнать, как киевляне отнеслись к запугиваниям православных приходов? Насколько реальны угрозы захвата храмов УПЦ (МП)? И вообще, как вы там выживаете сейчас?

Киевлянка: Ваши тёплые слова меня очень тронули! У нас беспредел во всём. Люди обнищали, а слуга лукавого решил свою секту «незалежную» создать, чтобы рейтинг себе поднять перед выборами. Только нас, прихожан канонической Церкви, всё равно намного больше, так что тут он ошибся. В Киеве, насколько я знаю, храмы пока не трогали, но всё равно создание ПЦУ – это большая трагедия для нас. Душа скорбит не только потому, что гонения на Церковь идут, а ещё из-за того, что знакомые мои за границей ходят в храмы Константинопольского Патриархата. Этот разрыв причиняет огромную боль.

Луганчанка: Храни Вас и Ваших близких Господь! Помоги Господи батюшке вашему! Тема раскола быстро не рассосется, к сожалению. Буду ждать от вас следующих писем. Очень хочется быть в курсе событий и знать, в каком настроении находятся верующие Киева. Крепости духа! С молитвой о Вас и о Киево-Печерской лавре.

Киевлянка: Круг общения у меня маленький, но из того, что слышу, можно сделать вывод: люди недовольны, что Порошенко вмешивается в дела Церкви, их раздражает его турне с томосом. Особенно если они соображают, что никакой независимости на самом деле новоиспеченная политическая секта не получила.

Помню, как несколько лет назад батюшка в Лавре говорил, что многое зависит от нас: если будем тёплохладными христианами, то наши храмы займут раскольники. Не дай Бог!

Храмы раскольники захватывают в основном в сёлах. Привозят гастролёров, чтобы они создавали большинство, которое проголосует за переход в ПЦУ. Но как говорил один батюшка, если община крепкая, то не перейдет, люди станут на защиту. Пришло время определиться, кто с кем. Ещё помню, как несколько лет назад отец Сергий Киселев говорил, что будут гонения, во время которых откроется, кто есть кто.

Моя личная позиция – твердо стоять за каноническую Церковь, и я благодарю Господа, что у нас такой замечательный Предстоятель – Блаженнейший Онуфрий, который смело ведет нас по правильному пути! Когда несколько лет назад была в паломничестве на Святой Земле, нас принимал Патриарх Иерусалимский, который сказал, что наш Блаженнейший является достойным преемником митрополита Владимира. Митрополит Онуфрий, которого во время богослужений частенько вижу в Лавре, настроен очень оптимистично, непоколебимо, как скала! И это ощущается. У него нет страха, он всё предал на волю Божию и уповает на то, что Господь нас не оставит.

А пропаганда идёт ужасная. Порошенко говорит, что прихожане МП – это те, которые ходят в Церковь, которая убивает украинцев. Точная цитата: «Если хочет кто-то сохранить евхаристическое единство с Русской Церковью – это его выбор. Если он себе сможет объяснить, почему он ходит в Московскую Церковь, когда Москва убивает украинцев – нет проблем. Я как президент и гарант Конституции буду защищать их выбор». Поэтому телевизор не слушаю и новости не смотрю. Слава Богу, что большая часть населения здравомыслящая и не верит в этот бред.

А что касается запугивания, в Киеве пока этого не чувствуется. Один храм, который перешёл в ПЦУ, не был запуган, прихожане поддержали «Иуду», который, к сожалению, был раньше близким лицом при митрополите Владимире. Он был там настоятелем. И все мирно перешли в ПЦУ.

А вот когда митрополит Павел попросил прийти поддержать Лавру на праздник Покрова в 2018 году, то стеклось огромное количество верующих, которых, естественно, не сгоняли силой и им не платили. Они пришли по велению сердца, чтобы показать, на чьей они стороне. И это было такое воодушевление, такая сила и мощь, такое единство, что не передать словами! Ни в какое сравнение не идет с «верующими», которых сгоняли на Софийскую площадь, чтобы поддержать ПЦУ. Людям оплачивали дорогу в Киев из других городов. И многие соблазнились приманкой бесплатного приезда в столицу и пришли помахать флагом. Мне лично врач говорила, что у них в поликлинике одну сотрудницу обязали туда идти. Ходят слухи, что когда узнают, что сотрудник какого-либо учреждения принадлежит МП, его пытаются уволить с работы.

Обучение на просветительских курсах в Лавре помогает прихожанам понять историческую правду всего происходящего.

Очень жаль, что старец Ефрем с Афона приехал на это дьявольское действо с ПЦУ. У меня, честно говоря, просто шок. Мне рассказывали, что в Греции в обителях огромное внимание уделяется беспрекословному послушанию. Если настоятель говорит, что ослы летают, то все должны повторить, что они летают. И всё-таки жаль, что старец Ефрем поставил послушание Варфоломею выше истины!

А выживаем мы сейчас только с помощью Божией. Огромная разница между бедными и богатыми. Людей среднего достатка мало. Тарифы баснословные.

Дай Бог, чтобы ослы у нас не летали и люди трезво оценивали происходящее. Храни вас Господь!

Луганчанка: Прочитала и мурашки по коже! Господи, помоги вам выстоять! Спаси и сохрани! Если будет очень трудно, то приезжай в Луганск пережить трудные времена. У меня есть свободная комната. У нас тоже трудно, но дышим мы на Донбассе свободно. Тем более в плане веры. У нас тот «климат», который был до 14-го года. Хотя мы в полукольце осады так и остались, и в любой момент обстрелы могут возобновиться, но сам город с 15-го года не обстреливают. Достаётся только пригороду. Мы очень надеемся, что когда-нибудь наступит мир и наши страхи останутся позади. Божией помощи вам всем!

Киевлянка: Слава Богу, что Луганск не обстреливают! Мир – это Божий дар, и пусть всегда так будет! Моя знакомая гречанка сказала, что греки недовольны действиями Варфоломея и считают, что он неправ. Вопрос этот тревожит там прихожан. Надеюсь, что с Божией помощью, мы все выстоим! И, знаешь, очень похоже, что проект ПЦУ провалился. Подавляющее большинство храмов не боится и не собирается переходить туда. С Богом!

Луганчанка: Всё же не для войны и не для решения политических вопросов собираются прихожане в Церкви, а во Имя Христово! Обо всех болящих и страждущих молятся на богослужениях верующие. Молятся они и о тех, кто потерял веру, и о тех, кто ушёл из истинной Церкви, и о тех, кто ведёт преступный образ жизни, и о тех, кто вступил на тёмную богоборческую стезю и так далее. Но и во Имя Христово собираются Христовы воины в Церкви, чтобы постоять за веру свою, готовясь исполнить заповедь Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15, 13.)

Вот ещё о чём хотелось бы напомнить: когда-то, в середине I века, в Церковь Галатии вторглись иудействущие еретики. Они внушали первым христианам, что для спасения души необходимо обрезание и соблюдение других традиций иудейской религии. Они всячески уничижали учение Христа, преподанное галатам святым апостолом Павлом. К сожалению, нестойкие в вере галаты поддались их лжеучению. Узнав об этом, в послании к галатам апостол Павел написал: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6, 7).

Поэтому сколько бы мы здесь, на земле, не обманывались, Бога, Его Церковь и Его верных служителей обмануть нам не удастся. За каждое слово, за каждый посыл души, за каждое дело каждому из нас воздаст в своё время Господь. А сейчас Он стоит во весь Свой Небесный рост и смотрит, как мы, такие хорошие, такие красивые, такие продвинутые поступаем, когда выпадают вот такие непростые испытания народу. От того, как мы их пройдём, будет зависеть наше будущее. Несмотря ни на что, мы просто обязаны сеять доброе, вечное, человечное, отстаивая при этом и наше единство в вере.