В недавно открывшемся просветительском центре святителя Иоасафа Белгородского собрались православные слушатели. Разного возраста, разных профессий. Мы друг у друга спрашивали, почему заинтересовались этой темой, какова цель посещения лекции. Для кого-то это возможность пообщаться с православными людьми, кто-то надеется на личностный рост, а для кого-то – попытка преодолеть страх, стресс, плохое настроение, научиться противостоять плохой информации, не впадать в депрессию.
Поток информации
Сама ведущая, психолог Софья Адищева, – многодетная мать, у одного из троих ее детей ДЦП. «Тема страданий, большого потока негативной информации актуальна для меня. Техники, практики, которые я покажу, действенны, я опробовала их на себе, своих многострадальных друзьях», – делится она.
Софья просит нас всех делать записи ручкой или карандашом в блокноте. Писать, а не печатать на клавиатуре, очень важно: когда мы пишем, информация у нас из краткосрочной памяти переходит в долгосрочную и лучше усваивается. Мы записываем, что понимаем под потоком информации: СМИ, интернет, соцсети, реклама, разговоры с соседями, соцопросы.
Коротко знакомимся и начинаем делиться своим отношением к информации. С. сетует, что ее раздражают реклама и соцопросы. И. в свою очередь выступает в защиту соцопросов, так как работает именно в этой области. И ей часто бывает обидно, когда по телефону собеседники в грубой форме отказываются с ней говорить.
«Неспроста мы здесь собрались. В таком составе. Да, многие из нас не любят, когда названивают и предлагают ответить на вопросы, потратив 5-10 минут своего времени. Но после нашей встречи мы уже будем относиться по-другому и не отвечать грубо. Будем понимать, что это чья-то работа. Одно дело, когда по телефону звонит человек, которого мы не знаем, не знаем, как он выглядит, чем дышит, со своими вопросами, и другое – когда после знакомства с И. мы понимаем, что это живой человек. Можем предположить, что это И., которая сегодня рядом с нами на лекции. Будем уже спокойнее относиться к социологам», – комментирует Софья.
Наваливается на вас поток информации, и вы не справляетесь. Какие чувства испытываем мы при этом?
Эмоции и чувства
Участники лекции перечисляют, а Софья записывает на доске: паника, раздражение, лень, откладывание дел, ненависть, страх, ярость, усталость, тревога, истощение, грусть, депрессия, тоска, самоосуждение, бессилие.
Например, мама пятиклассника вспоминает: «На родительском собрании социальный педагог рассказала, что через соцсети сформировалась некая группа подростков, которая называет себя футбольным клубом. Но слово «футбольный» не имеет отношения к спорту. В футбол никто не играет, подростки собираются в лесопарке, отрабатывают приемы и нападают на других. Нас предупредили об этом, и конечно, теперь мы нервничаем, чувствуем обеспокоенность, страх за своих детей».
«Когда по телевизору показывают что-то веселое и хорошее, добрые комедии, веселые мультики, на душе становится радостно, а когда страшилки со стрельбой, кровью, мордобоем – уныние, тяжесть, обеспокоенность», – говорит В.
А другого участника погрузила в депрессию новость о повышении пенсионного возраста. «Как будто надежда умерла. Мне оставалось совсем немного, и тут вдруг всё рухнуло. Рассчитывал на другой статус, льготы, была бы поддержка моей семье. Ощущение, что у самой финишной ленточки подстрелили. Разочарование, волнение за свою семью», – сетовал Г.
«А меня тревожила, злила, даже в ярость бросала другая новость – дело полковника полиции Захарченко, у него нашли столько денег! Еще испытал безысходность, насколько получается гнилая ситуация, если у человека, призванного защищать закон, такое», – рассказал О.
У другой участницы лекции волнение вызывают посты в соцсетях от волонтеров, которые спасают животных, и от добровольцев, которые помогают тяжелобольным людям. Эти две темы не оставляют ее равнодушной, она не может спокойно читать сообщения о том, что люди делают с животными, как мучают их, и как страдают люди от серьезных болезней. «Каждый раз испытываю ужас, не могу отгородиться от этой информации, страдаю от бессилия, не знаю, как помочь и что будет дальше», – эмоционально говорит она.
Не быть как пластилиновый человек
Софья Адищева резюмирует:
– Вы рассказали о сообщениях, информации, которые вызвали тревогу, страх волнение в связи с тем, что уже произошло, а также эти эмоции и чувства остаются, когда думаете о будущем.
А теперь посмотрите на экран: вот пластилиновый человечек. Когда он думал о прошлом, то от себя отлеплял кусочек и оставлял его в прошлом, а когда беспокоился о будущем, оторванный комочек отдавал в будущее. Таким образом он жил постоянно, уменьшаясь и истощаясь. Так же и мы поступаем, когда тревожимся о будущем, когда с волнениями погружаемся в прошлое.
Представим человека, который не беспокоится. Он тоже в океане информации, и поток информации никуда не денется, так же, как и сам океан. Но какой это человек? Чем он отличается от других? Или его стороной обходит негативная информация? Нет, конечно.
Как рыбак
Вместе с психологом Софьей мы в своем воображении рисуем человека, который спокоен в этом море сообщений, новостей. У нас он получается жизнерадостным, смиренным, верующим, спокойным. Он принимает ситуацию, он верит в милость Божью, поэтому не тревожится и не грустит. Он похож на рыбака. Разве может рыбак ловить рыбу, если будет сидеть и нервничать, вспоминать что-то отрицательное, из-за этого переживать, говорить себе, что сделал что-то не так, когда принял не то решение. Он ко всем относится хорошо, потому что понимает, что все родились в разных семьях, получили разное воспитание и образование. У каждого, как говорят психологи, могут быть разные яблоки: красные, зеленые, неспелые. Он никого не осуждает, потому что, во-первых, это грех, а во-вторых, каждый принимает решения исходя из своих ресурсов, представлений о жизни.
Не зря в Евангелии мы встречаем образ рыбака. Рыбаки слушали Иисуса Христа, шли за Ним, оставив прошлое в прошлом… И ничего не боялись, не оглядывались в прошлое и не тревожились о будущем. И среди апостолов есть рыбаки.
Как физически выглядит человек, который спокоен в океане информации? Опять вместе с Софьей представляем: спокойные жесты, хорошая осанка, уверенные движения, улыбка, мудрые глаза, отсутствие суеты.
Менять фокус и благодарить Бога
Хотелось бы нам иметь такие качества? Что для этого нужно?
Ведущая лекции предлагает поменять фокус, сделать акцент на хорошем. А вот пример: монах проходит мимо келии брата и видит, что там не прибрано, и думает: «Беспорядок в молитве и в келии брата». А другой проходит мимо той ж самой келии и рассуждает: «Какой хороший брат! Так много и усердно молится, что даже нет времени навести порядок». Вопрос в фокусе: на что обратить внимание.
Когда чувствуете, что проваливаетесь в никуда, информация вызывает стресс и тревогу, нужно сосредоточиться на дыхании, причем дышать животом. Еще этот способ называется детским дыханием. И вспоминаем рыбака, он здесь, не в прошлом или будущем, у него нет метания, что было или что будет.
Софья предлагает сделать несколько упражнений:
– Как человек выглядит, когда ему плохо, когда он в депрессии, какая у него поза? Плечи опускаются, невольно человек сутулится, голову клонит. И попробуйте в такой депрессивной позе сказать себе: «У меня все хорошо, я самый счастливый человек!» Получается? Нет. А теперь – поза силы: руки на бедра, голова вверх, прямая спина. И пробуем сказать себе: «У меня все плохо, я самый несчастный человек». Что получается? Нестыковка.
А теперь вспомним плохую новость и думаем, что все плохо и будет плохо. Вышли из этого состояния и встали в позу силы. Вспомним что-то хорошее. И в этой же позе силы мысленно вернулись туда, где плохо.
Мы так проделали несколько раз и почти все вместе пришли к выводу: когда пересматриваешь всё, понимаешь, что можно изменить ситуацию, анализируешь ее, смотришь как будто на себя со стороны. И понимаешь, что не так всё грустно и плохо. Фокусируешься на хорошем.
Софья советует:
– Проснулись утром и первым делом с улыбкой скажите себе: «Спасибо, Господи! За солнце, за то, что жив, за всё!» – и плохие мысли, тревоги отступят. С благодарностью принимаем каждый день. Не зря в православных храмах есть благодарственные молебны, есть благодарственные молитвы. Мы не только о чем-то просим, но и с радостью благодарим Бога. И необязательно за что-то конкретное, а просто потому, что мы живем, дышим.